Недавно у нас с Тасей состоялся настоящий женский разговор.
А дело было так.
Дочь рисовала какую-то девчачью корейскую поп-группу. И я - сама не знаю почему - спросила:
- А почему ты рисуешь только девчонок?
Тая задумалась.
- Ну, мам, мальчиков я не люблю рисовать. И дядей.
И добавила:
- Девушки, знаешь, почему-то красивее, поэтому мне их и рисовать, наверное, хочется. А у мальчиков-то что изображать, ну?
- Это ты просто ещё маленькая, - не подумав, сказала я. - Потом поймешь.
- Что именно?
- Что они тоже … красивые. Дело даже не в красоте. Просто внешность может быть …мм… запоминающейся.
- Например?
- Хмм.. Ну, допустим, неужели тебе ни разу не хотелось нарисовать Гарри Поттера?
- Нет, конечно. Ты же знаешь, я бы выбрала Гермиону.
- Но Гарри же симпатичный и смелый. В конце концов, он же главный герой, на которого каждый хочет быть похожим.
- Пфф. Вот Гермиона действительно красивая. Её и рисовать интересно. Гарри просто нет смысла.
- Хмм, ок, но, например, котят-то ты рисуешь?
- Конечно, они же милые!
- А мальчики? Принцы? Эдвард из "Сумерек"?
- Котенок, конечно, симпатичнее. А мальчика, мам, рисовать сложно, да и непонятно, зачем.
Я решила, что задачу стоит упростить.
- Ты знаешь, например, интересно мужчин рисовать в профиль. Он у них часто выразительнее, чем женский.
- Носатый? - Тася закатывается от смеха.
- Ну хорошо. Просто фигуру. Части тела.
- Какие же?
- Например, у мужчин красивые плечи и руки. И рельеф интереснее, чем у женщин, особенно, когда контрастный свет.
- Ну нет. Я так не думаю. Ты ещё скажи: "изобрази их острые коленки"!
Коленки вводят меня в ступор.
Задумываюсь. И вдруг осеняет..
- Так, нам надо понять, что в мужской внешности и милое, и красивое?
- Допустим.
- Тогда ямочки! На щеках.
Тася задумывается, что-то себе представляя. Я хвалю себя за идею: ямочки - беспроигрышный вариант, кто же их не любит?
- Ладно. А ещё?
- Густые ресницы!
- Как у коровы?
- Почему как у коровы сразу?
- Мам, ну ясно же, что у коровы не такие, просто так говорят! Хорошо, ямочки и коровьи ресницы. У мальчиков и правда ресницы часто гуще и длиннее, чем у девочек. И зачем они им? Хорошо, а ещё что?
- Волевой подбородок!
- Это квадратный что ли?
- Такой, выраженный.
- Ну, в этом нет ничего красивого.
- Хмм. Тогда затылок? Поворот головы?
- Чтоооо? Затылок? Мам, ну ты даешь? Ты бы ещё сказала - нога! (Тася опять хохочет) Что в этом может быть красивого? Это же как… живот. Уши. Пальцы на ногах. Ой, не могу, затылок!
И я понимаю, что, наверное, ещё просто слишком рано.
И надо дорасти до того момента, когда нескладные мальчики и инаковая мужская внешность начнут разговаривать на языке чувств и красоты.
Потому что сначала из толпы выделяется просто мальчик, которого все считают симпатичным. Потом на периферии зрения появляются совсем другие ребята - не обязательно красивые, но с каким-то своим обаянием.
А потом уже конкретные мальчики вообще остаются не у дел: ты видишь вот этот нос, скулы, поворот головы и за ней уже целую историю. И каждого цепляет что-то своё, и дело уже вообще не в мужской привлекательности, а - в чëм?
…В ноябре, когда ударили первые морозы, часов в 10 утра я ехала в полупустом автобусе из центра города домой, в пригород.
За два ряда впереди меня, спиной к водителю сидел парень лет 18-19ти, а может, и моложе. Он дремал, привалившись правым боком к окну. Я не помню, какая была куртка - что-то тёмное, дутое. Короткие русые волосы, высокий лоб, выраженный, удлинённый подбородок - с той самой ямочкой - и густые ресницы. И в то же время он смешно подпирал голову ладошкой, губы при этом искривились, как у капризного малыша, а щеки были пухлыми и румяными. Это был уже не ребёнок и не подросток, но и мужчиной язык не повернулся бы его назвать. Скорее обещание красивого мужчины… лет через пять-семь. Когда его щеки покроет щетина, черты лица заострятся или загрубеют, мозоли на костяшках (спортсмен?) уже не будут так выделяться на белой коже рук.
И, может быть, он станет моделью или пойдёт в IT; рано женится и будет катать на своих широких плечах любимых дочек; а возможно, безответно влюбится, она разобьёт его сердце и он год за годом будет искать утешения в мимолётных романах, делить женщин на пустышек и хищниц и пронесёт клеймо разочарования через всю жизнь на своём прекрасном лице. Только это будет совсем другой человек с другой внешностью, которая расскажет совсем иную историю.
А пока перед ним и правда лежал если не весь мир, то великое множество путей, и наблюдать это было чудесно.
Мы ехали вместе минут 40 и я разглядывала его искоса, а потом уже почти не таясь. И руки чесались сфотографировать, чтобы потом нарисовать, но я не решилась. Только сидела и представляла, как он шагает с друзьями по улице, громко спорит, иногда матерится, может, даже время от времени сплевывает сквозь зубы на тротуар, тренируется в зале, дерётся, а потом возвращается домой и на углу родного двора надевает на голову вынутую из кармана шапку, пока этого не видит мама. Не потому, что она заругает, а потому, что расстроится. И это был десяток разных сюжетов в одном человеке. И, конечно, я обратила внимание на ямочки и правильные черты лица, но дело было не в них, а вот в этом моменте, ускользающей красоте, которая может расцвести, трансформироваться или бесславно исчезнуть.
Есть такая теория, что наши души многократно перерождаются. Какое-то время блаженствуют в абстрактном пространстве без формы и времени, а потом возвращаются в этот мир, чтобы вырасти и пройти уроки. И их земные жизни бывают не самыми лёгкими, но они стремятся снова воплотиться, чтобы испытать земные радости: любовь, горе, ярость, холод весеннего ветра ранним рассветом, чашку горячего кофе в руках, запах кожи любимого. И ещё они договариваются с теми, с кем уже воплощались, снова придти вместе и узнать друг друга. Ирония только в том, что в новой жизни они не помнят общего прошлого. Кем будет знакомая душа - надёжным супругом, коварным предателем, любимым школьным учителем или просто человеком, оказавшимся в нужное время в нужном месте, чья жизнь, как бильярдный шарик, столкнётся с твоей вроде бы случайно, но навсегда изменит её траекторию? Никто не знает. Как так случается, что из миллиона вариантов места и времени они встречаются здесь и сейчас? Ведь это чудо. Впрочем, как и сама жизнь.
Правда, представить в деталях этот процесс мне сложно – думаешь о чем-то довольно нелепом. То есть наши души, как какие-то десантники, не раз бывавшие в горячих точках, мчатся, скажем, на облаке через пространственно-временной континиум на своё новое задание. И кто-то - внутренний голос? - командует: "Раз, два, три, пошёееел!" И душа, которой сейчас надо лететь, смотрит на другую, родную, ту, у которой в прошлой жизни затылок пах сеном и летним рассветом, которая умела тепло молчать или хохотать беззаботным смехом, от которого всё вокруг начинали тоже глупо улыбаться и которую, умирая, пообещал найти там, после смерти… И за доли секунды они договариваются снова встретиться. И та, вторая, уже запускает навигатор, встроенный маячок, 8е чувство или как его, которое подскажет, когда и ей совершать свой прыжок. И молит вселенную или Бога: "Пожалуйста, дай нам встретиться, и пусть мы узнаем друг друга. А если я полюблю - ты знаешь, кого". А та, первая, пока летит через время и расстояние, собирает, как бусины, их общие воспоминания, запахи, звуки, любимые места и молится: " Если мне суждено погибнуть, испытать боль, разочарование,, пусть это будет за неё. Или от неё."
А потом они бродят по земле, словно слепые котята, с широко открытыми глазами, обострённым обонянием, и забытыми воспоминаниями на кончиках пальцев и в закромах сердца и ищут своих и свое. И даже если не встречают, их приводит в восторг велюровый шарф, мягкий свет настольной лампы под абажуром, мокрые холодные ладошки утреннего воздуха вперемешку с туманом ранним утром у озера… И иногда это всё, что нам осталось от знавших нас душ. Как будто тайные знаки, маячки, расставленные повсюду, которые говорят: " Я здесь, я рядом, я свой. В мире столько удивительного и как много мы с тобой уже знаем. Верь в это, даже если никогда не посмотрим друг другу в глаза в этой жизни. Ты чудесна и жизнь тоже того стоит". И, возможно, именно в этом суть красоты…